Секреты специальных эффектов Photoshop 4

         

Настройка резкости: улучшение фокусировки


Фотографам, даже самым лучшим, не всегда удается твердо удерживать камеру в процессе съемки или отчетливо видеть объект в глазке видоискателя. В результате в обработку часто попадают недостаточно сфокусированные снимки. Высокая резкость означает лучшую видимость мелких деталей изображения. Разумеется, ни Photoshop4.0, ни какая-либо другая программа не могут восстановить те детали изображения, которые уже были утрачены вследствие расфокусировки. Однако можно создать визуальное впечатление большей детальности снимка, повысив контраст между соседними пикселями и тем самым как бы сузив ширину переходных участков между контрастными областями изображения.

Снижение резкости изображения может наступать и как следствие такого часто используемого в программе Photoshop процесса, как изменение объема выборки (resampling). Каждый раз, когда выполняется увеличение или уменьшение размера (не масштаба!) изображения, а также всякий раз при выполнении преобразований наподобие поворота, программе приходится произвольным образом решать, какие пиксели оставить, какие добавить, а какие выбросить. В ходе таких преобразований какие-то детали изображения безвозвратно утрачиваются.

Еще одной причиной недостаточной резкости изображения может служить использование дешевых цифровых фотоаппаратов. В этом случае свою роль играет целая совокупность факторов: низкокачественная оптика, малая (как правило, 640*480 пикселей) разрешающая способность светочувствительной матрицы и сильное сжатие изображения.

При наличии всех перечисленных проблем помочь может применение фильтров резкости. В программе Photoshop реализован ряд таких фильтров, а также имеется кисть, предназначенная для повышения резкости. Средства повышения резкости имеются и в виде целого ряда дополнительных подключаемых модулей-фильтров, совместимых с программой Photoshop.

Фильтры повышения резкости по принципу действия распадаются на две основные категории: подчеркивания кромок на пиксельном уровне (pixel sharpening) и нерезкого маскирования (unsharp masking). Существует простой способ различения этих двух категорий: слова обычно включаются в названия фильтров соответствующей категории. Фильтры подчеркивания кромок просто повышают контраст между смежными пикселями разного цвета. Основные отличия между отдельными разновидностями фильтров данной категории, выпускаемых различными производителями, состоят в величине контраста, вносимого фильтром, и в пороговом значении различия в цвете пикселей, при котором фильтр относит данные пиксели к различным областям снимка и начинает повышать контраст между ними. Фильтры данной разновидности, имеющиеся в программе Photoshop, увеличивают контраст только на границах тех областей изображения, где наблюдаются очевидные различия между цветами пикселей.


Команды активизации встроенных в Photoshop фильтров подчеркивания кромок на пиксельном уровне: Sharpen (Резкость), Sharpen More (Резкость+) и Sharpen Edges (Резкость по краям) - находятся в подменю Filter <> Sharpen (Фильтр <> Резкость). Результаты применения всех этих фильтров иллюстрируются на рис. 4.9-4.12. Исходная фотография молодой женщины, взятая с компакт-диска "Обычные люди" - "Everyday People" из серии Signature Series №16 компании PhotoDisk, была выполнена вполне профессионально и имела безупречную резкость. Я умышленно слегка "размазал" изображение за счет многократного масштабирования и поворота.





Рис. 4.9. Исходный снимок для фильтрации







Рис. 4.10. Результат применения фильтра Sharpen (Резкость)





Рис. 4.11. Результат применения фильтра Sharpen Edges (Резкость по краям)





Рис. 4.12. Результат применения фильтра Sharpen More (Резкость +)

Фильтр типа Unsharp Mask (Нерезкая маска) также повышает контраст на границе смежных областей различного цвета, однако при этом он маскирует области с малым изменением цвета, что предотвращает их излишнюю пикселизацию, то есть подчеркивание точечного характера изображения. Фильтр Unsharp Mask (Нерезкая маска) - единственный настраиваемый фильтр из всей группы фильтров резкости. Взгляните на рис. 4.13, где показаны элементы управления фильтром, и на рис. 4.14, где изображен результат его применения.



Рис. 4.13. Окно диалога Unsharp Mask (Нерезкая маска)

  • Ползунок Amount (Эффект) управляет степенью проявления эффекта повышения резкости. Допустимый диапазон значений параметра составляет от 1 до 500. Однако не следует применять слишком большие значения параметра Amount (Эффект), так как это приведет к появлению на границах областей явно заметной ступенчатости или к исчезновению цветовых полутонов.


  • Ползунок Radius (Радиус) определяет (в пикселях) радиус окрестности текущего пикселя, в пределах которой будет действовать эффект фильтрации. Увеличение радиуса ведет к снижению эффекта подчеркивания кромок и уменьшению пикселизации. Следует стараться сбалансировать значение этого параметра с величиной параметра Amount (Эффект).




  • Ползунок Threshold (Порог) задает, на какую величину должны различаться оттенки смежных пикселей, чтобы они были отнесены к областям различного цвета. Допустимый диапазон данного параметра составляет от 0 до 255, так как в каждом из каналов может быть только 256 уровней серого тона. Могут возникать ситуации, когда бывает необходимо замаскировать те или иные части изображения, чтобы затем применить к ним фильтр резкости с различными значениями параметра Threshold (Порог). Более тонкая настройка фильтра может потребоваться, например, при обработке прически персонажа снимка, чтобы кожа головы не выглядела как наждачная бумага.




  • Рис. 4.14. Результат применения фильтра типа Unsharp Mask (Нерезкая маска) к фотографии молодой женщины, показанной на рис. 4.9


    Содержание раздела